Диагностика. Для принятия решения по ремонту автомата («можно отпустить»-«нужно лечить»-«как лечить») мастера проводят диагностику.
– Сначала потребуется информация: *возраст и пробег автомата, *история замен масла и капремонтов, *качество масла при последней проверке или замене, * все симптомы неисправностей.
– потом снимают компьютерные коды неисправности! И расшифровывают их. (здесь)
Поэтому, если вы хотите по телефону или интернету «поставить диагноз» своему автомату, то соберите хотя бы эти данные: — тип АКПП?, возраст?, пробег?, даты последней смены масла и качество масла?, пахнет горелым? или оно просто «темное»?!
– После этого этапа мастера АКПП осматривают коробку и оценивают – можно ли поставить диагноз сразу или нужно снимать поддон, делать тестовую смену масла, прозванивать цепи, замерять давление в пакетах, делать дополнительные тесты (из мануалов), искать дополнительные симптомы. Чтобы поставить предварительный диагноз самостоятельно, стоит изучить мануалы и устройство\особенности именно этого автомата.
Можно выделить три уровня диагностики: Услышать – Потрогать – Разобрать
1. Быстрый вид диагностики – “Услышать”
– Симптомы, о которых сумбурно рассказал владелец, явно указывают на легкоустранимую неисправность типа: «проверить уровень или заменить масло», “проверить шлейф, запитывающий ЭБУ и соленоиды” или “очистить от грязи и стружки датчики”. Встречается у полно- задне-приводных авто с небольшим пробегом. Часто – бесплатная диагностика. А могут (симптомы) указывать и на более серьезную проблему – тогда смотри следующий уровень.
Вариант “самолечения”: выставить нормальный уровень масла в АКПП или заменить масло. Такое случается с неубиваемыми 4-х ступками, пробежавшими менее 200-250 ткм. Если это не помогло,
2. Второй этап диагностики: “Потрогать”:
– Проверка симптомов, снятие кодов неисправности, прочие тесты автомата без разборки дают предварительные “диагнозы” типа: «проверить электроцепи», «заменить степ-мотор», «заменить фильтр», ….
Если легкого излечения не случилось, после тестирования трансмиссии предлагается проверить несколько более серьезных диагнозов. Недорогая диагностика.
столл-тест АКППпроверка масла ATF в АКППМастера, кроме как снять коды неисправностей, могут снять поддон для осмотра магнитов и осадка, проверить давление в линиях, сделать stall-test (осторожно!), проверить исправность электропроводки и многое другое по мануалам, что поможет установить предварительный диагноз без демонтажа.
Самолечение в этом случае также начинается с: “Смена масла” или “Проверка уровня масла”. Хорошо, если выявилась “ошибка чайника” – перелив или недолив масла. Или неисправности электропроводки, или наружных датчиков. Если это не помогло, то … читайте о третьем (типовом) этапе:
3. Основной тип диагностики: “Разобрать” (вскрытие обычно дает точный и полный диагноз)
– Если уже ясно, что автомат находится в аварийном режиме (едет на 3й передаче) или масло пахнет горелым, или ощущается явная пробуксовка фрикционов, или одна из неисправностей, описанных ниже, то не обойтись без плановой переборки автомата или как минимум диагностики и дефектовки. Дефектовочная ведомость дает список деталей\расходников, которые требуется заменить, чтобы продлить работу коробки еще на несколько лет.
К этому уровню относятся все случаи, когда коробка прошла свыше 150-250 ткм (для “неубиваемых” – 300-400 ткм) и пришла пора менять фрикцион ГДТ (такая же регламентная работа, как например – менять фильтр и масло двигателя. Двигатель может, конечно, пройти без смены масла\фильтра и 40 ткм и 80 ткм, но «что же будет с Родиной и с нами?»). Обычно вскрытие показывает, что давление масла уходит через износившиеся расходники. И сцепления горят от масляного голодания. Пора покупать ремкомплекты и перебирать коробку.
– Существует популярный в нашей стране «диагностический» ремонт, когда на неубиваемой коробке ограничиваются сменой/чисткой соленоидов\поддона и чисткой гидроблока без снятия коробки и ремонта гидротрансформатора. Для таких ремонтов обычно заказывают или одну прокладку поддона с фильтром, или еще — соленоид, на который пало подозрение.
Но на это идут или от большого диагностического опыта или от большой …. ну, мягко сказать – “неосведомленности”. Такой ремонт обходится дешево и те, кто достаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи, на него решаются. Для неубиваемых коробок и для автовладельцев «выходного дня» ремонт с чисткой гидроблока может позволить поездить на дачу целый сезон до капремонта.
диагноз по слуху
Мастера опытные сразу предупреждают клиента в случае «бюджетого ремонта», что не дают гарантии на свои работы ни «на время», ни «на расстояние». Типичная гарантия в таком случае звучит как: “до ворот сервиса” или “до обеда” в зависимости от того, что наступит раньше.
У неопытных мастеров после такой переборки чаще всего машина возвращается в ремонт с новыми\старыми проблемами. К этому же мастеру, если он был добр с клиентом, но чаще — к другому.
100%-но точный диагноз может дать только “вскрытие” коробки.
Не стоит заказывать детали для убитой коробки до вскрытия!! Обычно после дефектовки приходится дозаказывать и ждать разные детали, без которых коробка “не поедет” или поедет “хромая”.
Ниже в таблице типичных неисправностей (перейти сразу) перечислены часто встречающиеся неисправности 4-х (и 5-ти) ступенчатых АКПП производства до 2000-х годов, когда трансмиссии отличались надежностью, флегматичностью, а гидротрансформаторы почти не знали слова “режим проскальзывания фрикциона” и самоблокировались на скорости ок. 60 км/ч. Большинство таких автоматов ходит без проблем 200-300 ткм (а группа “неубиваемых” – и до 400…600 ткм) и начинают стареть одинаково по такой схеме:
схема старения трансмиссий
Диагностика указала на проблему соленоидов
Очень часто компьютерная диагностика проверяя электрику бракует какой-нибудь «соленоид В», указывая на него как на причину неисправностей. Обычно это указывает мастерам только на места, где нужно искать причину. Почти всегда требуется прозвонить соленоиды и проводку, прочистить\промыть сами соленоиды и гидроблок. Довольно часто промывка соленоидов восстанавливает их работу.
Диагностику выхода из строя делят на две части — проблемы по электрике, когда прозванивается катушка соленоида (только он-офф) и проблемы по механической части. Когда прочищается и промывается внутренние золотники и каналы соленоида. Есть пара старых автоматов, где соленоиды меняют так же часто как масло — например DP0. Но там соленоиды быстро изнашиваются из-за уже критического износа втулок и других узлов, из-за которых насос гонит масло максимальным потоком и с максимальной скоростью, как пескоструй. И простая замена соленоидов даст жизни коробке всего на несколько месяцев.
С тех пор как Мерседес внедрил безжалостную работу фрикционов с проскальзыванием, чтобы угнаться за характеристиками механических кпп, коробки (5-6 ступенчатые) стали выходить из строя по следующему сценарию:
грязь на соленоидах1. Грязное Масло с мелкой фрикционной пылью, которую не успевают задержать фильтры и которая твердым нагаром оседает в самых сложных местах клапанов гидроблока и на предфильтрах соленоидов. Что приводит к заеданию клапанов и недостатку давления масла.
Соленоид АКПП (линейный) в разобранном виде
2. Плунжеры в линейных соленоидах (справа). Грязь забивает (или съедает) бронзовые втулки соленоидов, они начинают болтаться, заедать, залипать, что приводит ударам и толчкам.
Проблему иногда решает замена втулок соленоида или замена самих соленоидов.
3. Такие же клапаны-плунжеры, но в гидроблоке, съедают само тело гидроплиты и начинают также заедать, пропускать масло с теми же последствиями для давления масла на поршнях фрикционов. (подробнее о проблемах соленоидов)
Проблему решает ремонт гидроблока или плунжеров с помощью хирургических наборов Соннакс. Или (что чаще\проще) – замена гидроблока.
Примечание: Заменить только изношенные соленоиды без замены колец и втулок, через которые уходит масло – обречь соленоиды на ускоренное старение.
Проблемы гидроблока
разборка гидроблокаСовременные тонконастроенные гидроблоки (“мозги” автомата) первыми выходят из строя, забиваясь грязью от фрикционов. Золотники клапанной плиты или соленоидов начинают залипать “нахолодную” или “нагорячую” и появляются толчки при переключении передач. (читай “О Гидроблоках”). Почти любой гидроблок во время капремонта приходится перебирать, прочищать и менять целлюлозные, пластиковые и резиновые расходники. Ошибки, которые диагностирует компьютер, обычно касаются именно “мозгов” – гидроблока и его пружинок, датчиков и соленоидов. Неисправная работа одного из клапанов гидроблока ведет к:
– недостатку давления в соответствующем сцеплении, затем к проскальзыванию фрикционов – к их преждевременной смерти, и как следствие – к потере одной из скоростей.
– ударам и толчкам при переключении передач…
Довольно часты «локальные» ремонты АКПП, где просто разбирается и чистится гидроблок. И это продлевает эксплуатацию неубиваемых АКПП на пару лет. Если это не помогло, то переходят к следующему, более затратному этапу — капремонту всего агрегата. (подробнее о гидроблоках)
https://autosiga.ru/chitajte-2/2027-tipichnye-neispravnosti-akpp